Типография в Москве
История появления листовок

История появления листовок

Сегодня листовка является привычным типографским продуктом, несущим чаще всего рекламную или информационную функцию. Однако во время предвыборных кампаний наибольшее распространение приобретают политические листовки. Их повсеместно раздают на улицах и опускают в почтовые ящики. Как только выборы завершаются, пропадают и политические листовки. Впрочем, еще каких-то сто лет назад дела обстояли иначе.

Когда появились первые листовки?

История листовки уходит корнями в глубокую древность. В те времена, когда еще не печатались книги, некое подобие листовок уже существовало. Это были рукописные «подметные письма».

Позднее, когда все больше людей обретали умение читать, а государство стало иметь возможность печати листовок и тиражирования, листовки были наделены функцией транслирования населению царской и правительственной воли. Способы распространения листовок существовали примерно такие же, как и сейчас. Их приносили в дома либо забрасывали во дворы.

Историческая доля листовок

С течением времени листовка стала все чаще использоваться не государственной властью, а оппозицией, превращаясь в ее эффективный инструмент. Это началось с шестнадцатого века. Листовки стали носителем информации, которую не могла пропустить официальная цензура. На них печатались призывы к революционному свержению существующей власти. С их помощью народу прививались антиправительственные настроения.

Из-за отсутствия элементарной грамотности у большого числа населения листовки часто выпускались даже без текста. Его заменяли изображения в виде понятных образов или политических комиксов.

Важную роль в истории самых разных государств имели революционные листовки. К примеру, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в нашей стране это были своего рода средства массовой информации, активно используемые революционерами. За их выпуск и раздачу грозила каторга, а иногда и смертная казнь.

Печать революционных листовок осуществлялась в подпольных типографиях. Нанесение текста на бумажный носитель происходило посредством гектографа. Это устройство, изобретенное российским инженером, позволяло без особого труда и профессиональных умений выпускать ограниченные тиражи. В двадцатом веке листовку продолжали использовать с целью воздействия на мнение общества и для манипулирования им.

В рекламе листовки начали активно применять относительно недавно. Их популярности в этой роли способствует дешевизна в совокупности с высокой эффективностью в донесении до населения рекламной информации.